Архитектура Знания

Одной из актуальных проблем современного образования является проблема формирования у учащихся целостной картины мира, базирующейся на глубоком понимании многообразия взаимосвязей между разными сферами бытия. Сложность этой проблемы обусловлена, с одной стороны, все увеличивающимся количеством информации, которую должен «обрабатывать» человек, ее структурированностью и фрагментарностью, с другой стороны – усилением роли «видеоряда», визуальных источников информации. Для современного школьника проблемой является длительное и системное восприятие информации – процесс «медленного чтения» книги, «текста» города, музея, театра. 


«Архитектура Знания» - многокомпонентный проект, включающий в себя систему разноплановых интегрированных урочных и внеурочных занятий и экскурсий. Особое значение в проекте занимает краеведческий аспект, поскольку важнейший путь к целостному мировидению авторы «Архитектуры Знания» прокладывают через «свое», «ближайшее», «знакомое» ученику пространство Санкт-Петербурга и Ленинградской области, это путь «от города – к миру». Проект разработан специально для петербургских школ и учитывает уникальность петербургской культурной среды. Конкурс

Для форума


ссылка на презентацию        Презентация на конкурс  Презентация на Грачевские чтения


Многозначное название проекта – «АРХИТЕКТУРА ЗНАНИЯ» - это, во-первых, архитектура Петербурга, складывающаяся в процессе многомерного диалога разных культурных традиций, архитектура, накапливающая в себе знания разных веков, - это «память культуры», запечатленная в камне. Во-вторых, это постепенный, «по кирпичику», процесс выстраивания знания, памяти, ценностных ориентиров в человеке. Впечатления, чувства, идеи складываются во внутреннем мире каждого человека по-своему, как будто создавая неповторимую архитектурную композицию, неповторимую «модель» Вселенной.


Проект предполагает многолетнюю системную работу с учащимися (с 5 по 11 класс), мероприятия каждого года связаны общей «сквозной» темой. Эта тема соотнесена с содержанием учебных программ по разным предметам. Основной принцип построения системы проекта - от 5 к 11 классу – от постижения универсальных категорий, оснований европейской и мировой культуры – к пониманию специфики русской культуры, к осмыслению сложных исторических изменений в разных сферах жизни. И в завершении – понимание человеком собственного места в сложно устроенном мире, умение опереться на опыт прошлого и выстроить образ будущего.

 На данный момент в гимназии разработана и реализуется программа внеурочной деятельности "Архитектура Знания" для учащихся 5-9 классов.

В приложении размещено игровое поле, для  внеурочного занятия "Путешествие из Петербурга в Москву".


Календарь событий на  2016-2017 учебный год можно посмотреть здесь


Сайт проекта  

Фотоблог проекта 


Партнеры проекта:

1. ГБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением французского языка
Василеостровского района Санкт-Петербурга
На базе школы осуществляется параллельная апробация проекта.
Информация о реализации проекта "Архитектура Знания" представлена на сайте ГБОУ СОШ № 9
Дополнительно можно ознакомиться с видеоматериалами по проекту.

        2. Кафедра русской литературы филологического факультета 
          Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.
Совместно с преподавателями кафедры разрабатываются:
- маршруты по литературному краеведению,
- межпредметные занятия для разновозрастных групп по курсу "Слово и изображение. Экфрасис в русской литературе" и методическое пособие по теме. 
Ответственные за сотрудничество с гимназией 85 в рамках проекта "Архитектура Знания":
 д.ф.н., проф. Евдокимова Ольга Владимировна
д.ф.н., проф. Михновец Надежда Геннадьевна.
Информация о этапах реализации сотрудничества размещена на сайте кафедры русской литературы
 
         3. Кафедра гуманитарных наук Российской Академии Художеств. 
Ответственный за сотрудничество в рамках программы "Архитектура Знания" - асп. Гуляева Надежда,участник проекта "Слово и изображение"


Программа проекта


Класс

«Сквозная» тема года

Содержание, основные понятия

5

Пространство жизни и культуры

Сельское и городское пространство. Город как пространство культуры. Природа и культура. Город как текст. Организация городского пространства: регулярное и нерегулярное пространство. Пространство жизни, быт, культура  и обычаи разных народов

6

Гармония и соразмерность. Античный мир

Гармония и соразмерность – важнейшие универсальные категории. Античность как фундамент европейской культуры. Античная мифология в разных сферах культуры, науки, в повседневной жизни современного человека.  Античность как важный элемент культуры Петербурга

7

Динамика отношений:

старое и новое, «свое» и «чужое»

Механизмы культуры: взаимодействие, взаимопроникновение, сосуществование, столкновение разных традиций. «Свое» и «чужое» в культуре. Формирование многосоставной культуры Петербурга. Эволюционный и революционный путь развития.

8

«Моя родословная»

Древнерусская история и культура. Русская и европейская культура. Краеведение как способ формирования мировоззрения учащихся, как основание для формирования личного отношения к культуре и истории Отечества. ВОВ – эпоха, «живыми» нитями связанная с современностью. Современный русский язык и «память слова».

9

Образование и Просвещение

Многообразие областей культуры, искусства, науки. Образование как ценность. Роль учреждений культуры в жизни города (библиотеки, учебные и научные институты, музеи и т.п.) Специализация знания и энциклопедизм. Эпоха Просвещения: философия, культура, наука.

10

Многосоставность со-бытия: открытия эпохи реализма

Доминанты русской культуры. Взаимосвязь процессов в политической, социально-экономической сфере, в области науки, культуры, искусства: ХIХ век, сюжеты десятилетий.  Человек в сложных взаимосвязях с окружающим миром.  «Властители дум», «золотой век» русской литературы

11

A realibus ad realiōra (от реального – к реальнейшему): идейные искания ХХ века и образы будущего

Взаимосвязь процессов в политической, социально-экономической сфере, области науки, культуры, искусства.

НТП в ХХ веке: важнейшие открытия.

Важнейшие идеи ХХ века. «Прочь от реальности» (В.П.Руднев): категория фантастического, фэнтези, человек и виртуальный мир.

Деятели культуры XX  века: время и судьба.

Развитие кинематографа и изменения в культуре. Компьютеризация, Интернет и культура современности.  Образы будущего.


Цель и задачи проекта


Цель проекта – создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, основанной на глубоком понимании сложных взаимосвязей между разными сферами бытия, увиденными в исторической перспективе.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Углубить знания учащихся по разным предметам школьной программы, показать их взаимосвязь, повысить культурный уровень школьников, расширить их кругозор

  • Дать учащимся разносторонние знания по истории Петербурга и Ленинградской области, сформировать умение «читать» городской текст

  • Сформировать представление о единстве и взаимосвязи процессов в разных сферах мирового пространства

  • Сформировать представление о взаимосвязи разных сторон действительности, разных областей знания и человеческой деятельности

Воспитательные и развивающие:

  • Формировать ценностные жизненные ориентиры, повысить познавательный интерес школьников, воспитывать творческое отношение к делу

  • Формировать личностное отношение к истории и культуре своей Родины.

  • Воспитывать чувство «причастности» к прошлому и ответственности за будущее

  • Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, в т.ч. разновозрастной

  • Создавать условия для реализации творческого потенциала учащихся, способствовать формированию адекватной самооценки

Социальные:

  • Создать общую для родителей и детей ситуацию сотрудничества и сотворчества

  • Активизировать работу с родителями, искать новые пути привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы

  • Способствовать формированию единой образовательной среды гимназии, в которой каждому ребенку представлен широкий спектр возможностей для сотворчества и самореализации


Механизм и этапы реализации проекта


Первый этап проекта – подготовительный (2012-2013 уч. год) – выработка концепции, разработка программ, создание рабочих тетрадей, обучение педагогов, выработка инновационных технологий и методик и их апробация, проведение пробных занятий, анкетирование родителей.


Второй этап – основной (2013-2019 гг.) – можно разделить на два подэтапа:

1 подэтап - 2013-2015 гг.

Начало системной реализации проекта, выявление сложностей, связанных с ней, корректировка методики, организационных решений. Продолжение работы над методическими пособиями, рабочими тетрадями, новыми типами занятий, разработка путей использования виртуальных экскурсии и медиатеки в учебном процессе, создание методики работы с виртуальной экскурсией и медиаресурсами в рамках проекта.Разработка анкет, тестов, заданий, которые позволят оценить результативность проекта.Поиск партнеров проекта,совместная апробация.

2 подэтап - 2016-2019 гг.

Полная и системная реализация проекта .  

Проведение всех типов занятий в 5-11 классах гимназии.


Третий этап – заключительный – подведение итогов, обобщение и систематизация полученных результатов, разработка методических пособий, определение новых направлений развития проекта


Ожидаемые результаты

Результаты, ожидаемые по окончании второго этапа реализации проекта:

  • разработка модели формирования целостной картины мира, программы интеграции урочных и внеурочных мероприятий, инновационной методики проведения интерактивных маршрутов

  • создание «линейки» рабочих тетрадей (5-9 класс)( уже разработаны рабочие тетради  для 5 класса  "Пространство города",

     для 6 класса "Гармония и соразмерность.Мир античности"
  • методических пособий

  • повышение познавательного интереса учащихся, открытость к восприятию нового, готовность к совместному творчеству

  • формирование умения длительного восприятия информации, «чтения» разного типа текстов

  • опосредованный результат: повышение качества знаний по разным предметам

Результаты, ожидаемые к концу третьего этапа реализации проекта:

  • расширением кругозора учащихся, повышением культурного уровня

  • формирование у учащихся исследовательского отношения к миру, повышение качества школьных исследовательских работ

  • формирование умения работать в группе, в т.ч. разновозрастной, в сотрудничестве

  • появление личного отношения к культуре как к высокой ценности

  • опосредованы результат: повышение качества знаний по разным предметам школьной программы,

  • развитие творческого, образного мышления, формирование умения сопоставлять «далекие» явления, видеть взаимосвязи между разными областями знания и сферами бытия.

ą
Марина Вильцина,
13 нояб. 2017 г., 06:39
Comments