Пятая четверть

Общешкольный образовательный проект "Пятая четверть" (Школьная Археологическая экспедиция)

О  проекте «Пятая четверть»

Проект направлен на преодоление разрыва между формальным школьным образованием и потребностями жизни, позволит связать школьное образование и исследовательскую деятельность. Участники проекта могут самостоятельно выбрать форму деятельности от лекционной до практической; приобретут навыки исследовательской деятельности, повысят свой уровень  коммуникативных навыков при работе в разновозрастных группах,  преподавателями и научными сотрудниками высшей школы, и, наконец принять участие в археологических экспедициях МАЭ РАН и ИИМК РАН. 

Проект содержательно делится на две части.
Часть первая – теоретическая - включает лекции, образовательные экскурсии и учебные практики в лабораториях ведущих научных учреждений Санкт-Петербурга в области археологии: Санкт-Петербургском государственном университете, Музее  антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН),  Институте истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН). Практики и лекции проводятся ведущими специалистами-археологами России. 

Вторая часть – практическая  –  включает в себя учебные практики в археологических экспедициях МАЭ РАН и ИИМК РАН. Наиболее активные учащиеся смогут принять участие  в одной из экспедиций проекта.
География экспедиций: Ленинградская, Псковская, Новгородская, Воронежская области, Краснодарский край, республика Карелия.


        
     

В рамках пилотной части проекта было проведено пять экспедиций в разные уголки страны:

2013 г. – экспедиция по программе "Молодежной археологической экспедиции: "По следам древних культур Приладожья". Ведущая организация: Северо-Западный научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. Место проведения: Кировский район Ленинградской области.
Фотоотчёт - здесь, здесь, здесь

2014 г. – Школьная археологическая экспедиция гимназии № 85. Ведущая организация (партнеры): Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), музей-заповедник «Костенки». Место проведения: Хохольский район Воронежской области.
Фотоотчёт - здесь, здесь, здесь, здесь

2015  г. – Школьная археологическая экспедиция гимназии № 85 «Боровское-1». Ведущая организация: Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), Выборгский район Ленинградской области
Фотоотчёт - здесь, здесь

2015 г. – Школьная археологическая экспедиция гимназии № 85. Ведущая организация (партнеры): Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), музей-заповедник «Костенки». Место проведения: Хохольский район Воронежской области.
Фотоотчёт - здесь, здесь, здесь
Подробнее - здесь

2016 г. - Школьная археологическая экспедиция гимназии № 85 «За Родину». Ведущая организация: Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН). Место проведения: Темрюкский район Краснодарского края, Азовское море.
Фотоотчёт - здесь, здесь, здесь
Подробнее - здесь

Участие в проекте позволит учащимся
- систематизировать знания об истории человечества,
- сформировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе,
- овладеть умениями и навыками научного поиска;
- научиться комплексно анализировать историческую информацию;
- расширить своё географическое образовательное пространство посредством участия в научно-исследовательских экспедициях.

Руководитель проекта

Иванов Андрей ЮрьевичПочетный работник общего образования, действительный член Русского географического общества, исследователь, путешественник, полярник

Мероприятия 2016-17 учебного года

10.11.2016 г. - лекция в Санкт-Петербургском Государственном Университете 

1
9.01.2016 г. - открытая лекция в гимназии заведующего сектором античной археологии Северного Причерноморья Государственного Эрмитажа, ассистента кафедры археологии института истории СПбГУ Бутягина А.М.  

02.02.2016 г. - открытая лекция в гимназии старшего научного сотрудника Музея этнографии и антропологии имени Петра Великого "Кунсткамера", кандидата исторических наук Стасевич И.В. 

Описание проекта

Историческое и географическое образование в основной и средней школе играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к исторических  и географических этапах развития общества. В процессе обучения у учащихся формируются образы различных исторических эпох и географических событий,  складывается представление о выдающиеся деятелях истории и географии и ключевых событиях прошлого.  Именно практика общения с научными учреждениями позволит ближе и глубже узнать о материальной культуре общества, археологических памятниках истории и географии Ленинградской области, Северо-запада и России. 

Предлагаемый проект позволяет  систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической и географической  информации и их источниками. 
Развивающий потенциал проекта на различных ступенях среднего (полного) общего образования позволяет перейти от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию научного мышления учащихся. Знания о процессе становления и развития России, об исторически сложившихся культурно-национальных традициях и историко-географическом пути народов России важны не только и не столько для формирования знаний о прошлом страны, сколько для понимания происходящих в ней современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.Деятельностный и практико-ориентированный подходы проекта отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.

Цель проекта: расширение образовательного пространства учащихся.

Задачи проекта:

- познакомиться с профессией археолога и смежными профессиями;

- познакомится с ведущими научными учреждениями Санкт-Петербурга в области археологии: Санкт-Петербургским государственным университетом, Госудрственным Эрмитажем, Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН), Институтом истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН);

- познакомиться с методами научных исследований в современной археологии;

- познакомиться с археологическими памятниками Северо-запада РФ;

- участие в археологических экспедициях МАЭ РАН и ИИМК РАН.

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах, приобретенных участниками проекта:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную учебную и вне учебную деятельность;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать полученную информацию, составлять простой и развернутый план рефлексии), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация  и др.);
- готовность к сотрудничеству не только с учителями, но и с  преподавателями высшей школы и научными работниками, освоение основ межличностного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. 

Ожидаемые предметные результаты:

Проект позволит:

- познакомиться с профессией археолога;
- погрузиться в среду разных  исторических эпох, больше узнать о археологической периодизации истории человечества;
- познакомиться  с материальной культурой различных исторических периодов от палеолита  на примере археологического памятника (28 тыс.л. т.н.) на острове Жохова (Новосибирские острова) и мезолитического памятника в нижнем течении р. Яна (8,5 тыс. л. т.н.) на базе археологической  коллекции кабинета географии, а так же коллекций Кунсткамеры, Эрмитажа, ИИМК РАН;
- расширить и углубить содержание учебника истории, получить исчерпывающие ответы на проблемные вопросы современной археологии;
- узнать какими орудиями труда и охоты пользовались люди палеолита, узнают о каменной индустрии и технологиями изготовления древних каменных орудий;
- научиться изготовлению простейших каменных орудий.

Партнеры и ресурсы.

·         Санкт-Петербургский государственный университет;
·         Государственный Эрмитаж;
·         Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук Кунсткамера (МАЭ РАН);
·         Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН);
·         Научные экспедиции названных учреждений.

Публикации по результатам предыдущих экспедиций.

1. «Учебный проект в системе дополнительного образования: интеграция общего и дополнительного образования»: Электронное периодическое издание «НАУКОГРАД». ISSN № 2307-0781, Эл.№ ФС 77-51204, М., 2013
2. «Методические рекомендации по реализации учебного проекта в системе дополнительного дополнительного образования. Школьная археологическая экспедиция (в рамках летней образовательной школы)»: Вестник. Официальное информационное издание отдела образования и ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга (ISBN № 978-5-903811-11-3), СПб, 2013 г
3. «Особенности организации образовательных экспедиций. Школьная экспедиция в Костенки»: Электронное периодическое издание «Наукоград».  ISSN № 2307-0781, Эл.№ ФС 77-51204, М., 2014
4. «Лето в экспедиции»: Петроградская перспектива № 21 (347), 22 октября 2015 г.

Материалы экспедиций представлены на семинарах и конференциях.
1. Летняя общероссийская конференция 2013 года, г. Москва
2. Августовский педсовет: «Образование Петроградского района: эффективность развития и стратегические ориентиры», секция  «Интеграция основного и дополнительного образования», 29.08.2013 г.
3. Вторая  летняя Всероссийская конференция «Актуальные проблемы теории и практики образования, Москва, 2014 г


Ċ
Николай Смирнов,
2 окт. 2016 г., 10:01
Comments