Общешкольный образовательный проект "Пятая четверть" (Школьная Археологическая экспедиция) О проекте «Пятая четверть» Проект направлен
на преодоление разрыва между формальным школьным образованием и потребностями
жизни, позволит связать школьное образование и исследовательскую деятельность. Участники проекта могут самостоятельно выбрать
форму деятельности от лекционной до практической; приобретут навыки исследовательской
деятельности, повысят свой уровень коммуникативных навыков при работе в
разновозрастных группах, преподавателями
и научными сотрудниками высшей школы, и, наконец принять участие в
археологических экспедициях МАЭ РАН и ИИМК РАН. 2013 г. – экспедиция по программе "Молодежной археологической экспедиции:
"По следам древних культур Приладожья".
Ведущая организация: Северо-Западный
научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. Место проведения: Кировский район
Ленинградской области. 2014 г. – Школьная археологическая экспедиция
гимназии № 85. Ведущая организация (партнеры): Институт истории
материальной культуры РАН (ИИМК РАН), музей-заповедник «Костенки». Место
проведения: Хохольский район Воронежской области. 2015
г. – Школьная
археологическая экспедиция гимназии № 85 «Боровское-1». Ведущая организация:
Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), Выборгский район
Ленинградской области 2015 г. – Школьная археологическая экспедиция
гимназии № 85. Ведущая организация (партнеры): Институт истории материальной
культуры РАН (ИИМК РАН), музей-заповедник «Костенки». Место проведения:
Хохольский район Воронежской области. 2016 г. - Школьная археологическая экспедиция гимназии № 85 «За Родину». Ведущая
организация: Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН). Место
проведения: Темрюкский район Краснодарского края, Азовское море. Участие в
проекте позволит учащимся Руководитель проекта Иванов Андрей Юрьевич, Почетный работник общего образования, действительный член Русского географического общества, исследователь, путешественник, полярник Мероприятия 2016-17 учебного года 10.11.2016 г. - лекция в Санкт-Петербургском Государственном Университете 02.02.2016 г. - открытая лекция в гимназии старшего научного сотрудника Музея этнографии и антропологии имени Петра Великого "Кунсткамера", кандидата исторических наук Стасевич И.В. Описание проекта Историческое и географическое образование в основной и средней школе
играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя
формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их
общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к исторических и географических этапах развития общества. В процессе обучения у учащихся формируются образы различных исторических
эпох и географических событий, складывается представление о выдающиеся
деятелях истории и географии и ключевых событиях прошлого. Именно практика общения с научными
учреждениями позволит ближе и глубже узнать о материальной культуре общества,
археологических памятниках истории и географии Ленинградской области, Северо-запада
и России. Цель проекта: расширение образовательного пространства учащихся. Задачи проекта: - познакомиться с профессией археолога и смежными профессиями; - познакомится с ведущими научными учреждениями Санкт-Петербурга в области археологии: Санкт-Петербургским государственным университетом, Госудрственным Эрмитажем, Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН), Институтом истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН); - познакомиться с методами научных исследований в современной археологии; - познакомиться с археологическими памятниками Северо-запада РФ;
- участие в археологических экспедициях МАЭ РАН и ИИМК РАН. Метапредметные результаты выражаются в
следующих качествах, приобретенных участниками проекта: - способность
сознательно организовывать и регулировать свою учебную учебную и вне учебную деятельность; - овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать полученную информацию, составлять простой и развернутый план рефлексии), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.); - готовность к сотрудничеству не только с учителями, но и с преподавателями высшей школы и научными работниками, освоение основ межличностного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Ожидаемые предметные результаты: Проект
позволит: - познакомиться
с профессией археолога; - погрузиться в среду разных исторических эпох, больше узнать о археологической периодизации истории человечества; - познакомиться с материальной культурой различных исторических периодов от палеолита на примере археологического памятника (28 тыс.л. т.н.) на острове Жохова (Новосибирские острова) и мезолитического памятника в нижнем течении р. Яна (8,5 тыс. л. т.н.) на базе археологической коллекции кабинета географии, а так же коллекций Кунсткамеры, Эрмитажа, ИИМК РАН; - расширить и углубить содержание учебника истории, получить исчерпывающие ответы на проблемные вопросы современной археологии; - узнать какими орудиями труда и охоты пользовались люди палеолита, узнают о каменной индустрии и технологиями изготовления древних каменных орудий; - научиться изготовлению простейших каменных орудий. Партнеры и ресурсы. ·
Санкт-Петербургский государственный университет; · Государственный Эрмитаж; · Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук Кунсткамера (МАЭ РАН); · Институт истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН); · Научные экспедиции названных учреждений. Публикации по результатам предыдущих
экспедиций. 1. «Учебный проект в системе дополнительного образования:
интеграция общего и дополнительного образования»: Электронное периодическое
издание «НАУКОГРАД». ISSN № 2307-0781, Эл.№ ФС 77-51204, М., 2013 2. «Методические рекомендации по реализации учебного проекта в системе дополнительного дополнительного образования. Школьная археологическая экспедиция (в рамках летней образовательной школы)»: Вестник. Официальное информационное издание отдела образования и ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга (ISBN № 978-5-903811-11-3), СПб, 2013 г 3. «Особенности организации образовательных экспедиций. Школьная экспедиция в Костенки»: Электронное периодическое издание «Наукоград». ISSN № 2307-0781, Эл.№ ФС 77-51204, М., 2014 4. «Лето в экспедиции»: Петроградская перспектива № 21 (347), 22 октября 2015 г. Материалы экспедиций представлены
на семинарах и конференциях. 1. Летняя общероссийская конференция 2013 года, г.
Москва 2. Августовский педсовет: «Образование Петроградского района: эффективность развития и стратегические ориентиры», секция «Интеграция основного и дополнительного образования», 29.08.2013 г. 3. Вторая летняя Всероссийская конференция «Актуальные проблемы теории и практики образования, Москва, 2014 г |
Методическая работа >