"Санкт-Петербургские ведомости" об экспедиции,в которой участвовали учащиеся гимназии и учитель географии Иванов А.Ю.

Отправлено 17 авг. 2013 г., 10:55 пользователем Марина Вильцина   [ обновлено 17 авг. 2013 г., 10:55 ]

Выпуск  № 148  от  06.08.2013

Подолье
каменного века

Сергей ГЛЕЗЕРОВ

Буквально в ста метрах от Мурманского шоссе, где днем и ночью шумит беспрерывный поток автомобилей, археологи погрузились в такую древность, что даже и не верится. Шутка ли сказать: каменный век!

– Нам невероятно повезло, – признается руководитель экспедиции кандидат исторических наук Татьяна Гусенцова. – По найденным сооружениям и артефактам эту стоянку можно сравнить с археологическим памятником на Охтинском мысу в Петербурге. В южном Приладожье такого памятника больше нет. Здесь еще одно доказательство того, что наши земли практически никогда не были пустынными. Люди испокон веков жили на берегах Невы и Ладожского озера.

По словам Гусенцовой, эта стоянка близ деревни Подолье, недалеко от Назии, была найдена совершенно случайно. В 2009 году команда археологов Санкт-Петербургской археологической экспедиции, руководителем которой является Петр Сорокин, производила разведку памятников эпохи Средневековья. На размытом берегу мелиоративного канала в бассейне реки Лавы нашли несколько черепков глиняной посуды и каменные орудия, относящиеся к эпохе неолита. В связи с разрушением памятника и важностью открытия два года назад были начаты раскопки.

– Когда мы приехали позапрошлой весной, то увидели, что поле распахивается после долгих лет запустения, – говорит Татьяна Гусенцова. – В распаханном грунте мы нашли много керамики, сланцевые и кремневые орудия. По договоренности с фермером, в аренде у которого находится это поле, мы наметили первоначальные границы места раскопок, затем осенью будем ставить вопрос о выводе площади памятника (около 5 тыс. кв. м) из сельскохозяйственного землепользования.

Судя по датам, полученным благодаря радиоуглеродному анализу, в первый раз это место заселили в эпоху неолита. Находки датируются концом V – серединой IV тысячелетия до нашей эры.

Сам раскоп достаточно небольшой, но глубокий – два метра. Внизу видны остатки деревянных конструкций, колья, бревна.

– Посмотрите на черную полосу – это край древнего водоема, а светлая земля – его береговая часть, – показывает Татьяна Гусенцова. – Здесь, на самом берегу, был очаг. Вот шлифовальный камень, рядом мы нашли остатки большого горшка. На самом краю бывшего водоема – вбитые равномерно колышки. Это рыболовная загородка. Возле нее обнаружили фрагменты рыболовной сетки, изготовленной из растительного волокна. Это очень редкая находка. К сетке прикреплялись грузила – камушки, оплетенные в бересту. А рядом остатки деревянных платформ-настилов, лежавших в воде у самого берега древнего водоема.

Глазам своим не верю: в земле тщательно очищенные археологами лежат камушки, аккуратно упакованные в бересту. Трудно даже представить, что этой работой занимались люди почти пять тысячелетий назад!

– Точно такие же грузила нашли на Охтинском мысу и на Карельском перешейке, – говорит Гусенцова. – Уникальность этой стоянки в том, что здесь очень хорошо сохранились береста, дерево, предметы, и все благодаря торфу – естественному консерванту.

Найденный памятник чрезвычайно богат на находки. Чего здесь только нет: и украшения из прибалтийского янтаря, и наконечники стрел из сланца (что говорит об охоте при помощи луков), и кремневые скребки (значит, выделывали шкуры животных).

Работа проводится по гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) «Археология и палеогеография Южного Приладожья в голоцене», начатому в этом году и рассчитанному на три года. Кроме того, финансовую помощь экспедиции оказывает комитет по печати и связям с общественностью правительства Ленобласти. На раскопе под присмотром взрослых археологов работают три десятка разных ребят – из Шумской средней школы, Назийского центра социальной адаптации, кружковцы-археологи из питерского Дворца творчества юных. Свою «туристическую команду» привез учитель географии гимназии № 85 Петроградского района Андрей Иванов.

– Здесь у нас особая удача – мы присоседились к археологам и организовали комплексную экспедицию, не замыкаясь только на археологии, – рассказал Андрей Иванов. – Два раза ходили на геологическую экскурсию по уникальному каньону реки Лавы, собираем ботаническую коллекцию, ведем метеорологические наблюдения. Ребятам нравится походный быт.

Comments